X
Здоровый ребёнок ЗОЖ Первая помощь Справочник Статьи

Прикорм: как и почему его нужно вводить, в каком возрасте это делать

Содержание:

Прикорм – это продукты, которые включают в рацион помимо грудного молока и искусственных смесей, чтобы обеспечить необходимое количество пищевых веществ для последующего гармоничного роста и развития ребёнка.

Почему необходимо вводить прикорм?

Здоровому ребенку прикорм начинают вводить с 4 до 6 месяцев, это связано с тем, что в этом возрасте тех питательных веществ, содержащихся в грудном молоке, и энергии, которую они дают, уже недостаточно для растущего организма.

Только продукты прикорма смогут достаточно удовлетворить потребность в растительном белке, углеводах, растительных маслах, пищевых волокнах и минеральном комплексе (медь, цинк, железо, кальций).

Также важно то, что такой новый рацион тренирует пищеварительную систему, подготавливает жевательный аппарат, стимулирует моторную деятельность кишечника для дальнейшего формирования правильных вкусовых привычек.

Почему именно 4-6 месяцев? Чем опасно раннее и позднее введение прикорма

Дело в том, что до этого возраста организм малыша еще физиологически не готов принимать подобную пищу. Органы пищеварения не достигли необходимой зрелости, являются недоразвитыми.

Раннее введение (до 4 месяцев). Последствия

Позднее введение (позднее 6 месяцев). Последствия

Правила введения прикорма

  1. Подход к введению прикорма должен быть индивидуальным.
  2. Новые продукты запрещено включать в рацион детям с острыми заболеваниями, при изменении условий жизни (переезд), а также при проведении профилактических прививок.

  3. Новые блюда следует вводить по одному, с малых количеств, постепенно достигая нужного объема по мере привыкания.

  4. Основный принцип – от простого к сложному. Сначала однокомпонентные блюда (состоят из одного вида продуктов), а затем двух-, трёх- и поликомпонентные (состоят из нескольких видов продуктов).

  5. Консистенция зависит от возраста:
  1. Блюда прикорма рекомендуется подавать в утреннее время, нужно наблюдать на поведением ребёнка, его самочувствием, состоянием кожи и характером стула. Если грудничок будет беспокойным, появится сыпь, изменения стула, следует исключить введённый продукт минимум на 1 месяц.
  2. Кормление грудью производят после приёма прикорма для поддержания лактации.

  3. Пища должна быть теплой температуры.
  4. Одновременно с этим с 4-6 месяцев малыша нужно приучать есть с ложки, а с 7-9 месяцев – пить из чашки. Кормить лучше со специальной силиконовой во избежание повреждения слизистых оболочек ротовой полости. Поднесите её на расстоянии 30 см и начинайте давать пищу, когда малыш обратит на неё внимание и откроет рот, не спешите – он сам выберет необходимую скорость. Ни в коем случае не кормите детей насильственно, это вызовет отрицательную реакцию к процессу потребления пищи.

  5. Наберитесь терпения, не ругайте ребёнка, если он отказывается от нового блюда. Предлагайте его ежедневно в течение 8-9 дней для ознакомления. Для закрепления навыков питания необходимы ласковое обращение к крохе, поощрения.
  6. Формируйте навыки опрятности и обучайте правилам поведения за столом, учите пользоваться столовыми приборами.

  7. В процессе кормления можно общаться с ребёнком, но не отвлекать его.
  8. С введением новых блюд изменяется режим питания. У продуктов прикорма энергетическая ценность больше, чем у материнского молока, поэтому пища будет дольше оставаться в желудке.
    В связи с этим нужно уменьшить количество приёмов пищи до 5, промежутки между кормлением составляют примерно 4 часа.

  9. Лучше кормить малыша в определённое время ежедневно, чтобы у него формировался пищевой рефлекс. Отклонения от графика должно быть не дольше, чем 15-30 минут, в противном случае будет нарушаться работа пищеварительного тракта и несвоевременно выбрасываться пищеварительные соки.

  10. Разовый объем пищи рекомендуется делать одинаковым – 200 мл, а к концу 1-го года жизни увеличить до 250 мл, так как это соответствует объему желудка в этом возрасте.
    Суточный объём при этом составляет 1000 мл, к концу 1-го года – 1100 мл.

  11. Техника введения зависит от сроков, в которые они вводятся:

Последовательность введения продуктов. Примеры рациона питания.

  1. Молочная каша – обогащена про- и пребиотиками (стимулируют рост нормальной микрофлоры кишечника) и микроэлементами (железо, цинк). Идеальным вариантом будут гречневая и рисовая каши, чуть позже – кукурузная, так они являются безглютеновыми. Раннее введение глютеновых каш способствует развитию целиакии (серьёзное заболевание, характеризующееся непереносимостью белка глютена и проявляющееся частой рвотой, диареей, снижением аппетита и потерей массы тела). К глютенсодержащим кашам относятся пшеничная, ржаная, ячменевая и овсяная.
  2. Овощное пюре (сначала из одного вида овощей, затем из нескольких). Лучше всего для приготовления использовать кабачок, капусту, морковь, картофель, тыкву, зелёный горошек, свеклу.

  1. Фруктовые пюре. Так же как и овощное пюре начинать следует с одного вида фруктов (яблочное, грушевое пюре, затем сливовое, персиковое, абрикосовое).

  1. Мясное пюре необходимо для восполнения недостатка железа. В 8-9 месяцев мясо подают в виде фрикаделек, а также его можно заменить рыбным пюре(не более 2-х раз в неделю). В 10 месяцев мясо подают в виде паровых котлет и суфле.

  1. Сок из фруктов. Добавляют к кормлению через 30-40 минут после приёма пищи 2 раза в день.

  1. Творог. Подают вместе с кашей, а с 8-ми месяцев – с кисломолочными смесями.

  1. Сухарик из белого хлеба => печенье => хлеб с 8 месяцев.
  2. Желток куриный. Сочетают с кашей или овощным пюре.

  1. Кисломолочные продукты (детские йогурты, кефир).

Комментировать